...
...
...

О нас Видеоматериалы ... ... IT ... Наши результаты Наука и практика
Новости Пациентам Плоскостопие Сколиоз Специалисты Услуги и цены Фотогалерея Контакты

К нашим докторам, КРОМЕ ТРИШКИНА, можно записаться по телефону +7 (910) 909-33-30 с 11.00 до 18.00

суббота, 18 февраля 2017 г.

Осанка, достойная королей

Осанка – привычная вертикальная поза человека в покое или движении. С физиологической точки зрения – это навык, динамический стереотип, сформированный на основе безусловных и сложных условных рефлексов, приобретенных в процессе роста и развития ребенка. Осанка, таким образом, - функциональное понятие, а, следовательно, она не является чем-то постоянным, не поддающимся изменениям.
Под влиянием условий внешней среды (учеба, быт, спорт и др.) осанка может меняться, поэтому различные ее нарушения, особенно в раннем детском возрасте, могут быть полностью исправлены. Большое влияние на осанку оказывает состояние органов опоры и движения: головы, шеи, верхнего плечевого пояса, грудной клетки и живота, позвоночника и таза, нижних конечностей.
Основной опорой, стержнем, человеческого тела является позвоночник, поэтому осанка, в основном, определяется его физиологическими изгибами, состоянием мышц и связок, окружающих позвоночный столб.
Если мышцы туловища и конечностей развиты гармонично, сгибатели и разгибатели уравновешены, корпус и голова занимают красивое, прямое положение, мы говорим о правильной осанке.
Позвоночник, как известно, имеет физиологические изгибы (при осмотре сбоку): шейный, грудной, поясничный и крестцовый, которые плавно переходят один в другой. Появление этих изгибов обусловлено физиологическим развитием ребенка: шейный - умением держать голову, грудной – умением сидеть, поясничный – умением стоять.  Нарушения осанки в сагиттальной плоскости формируются на фоне чрезмерной или недостаточной выраженности данных изгибов. В зависимости от того, какие изгибы более или менее выражены, различают сутулость, круглую или плоскую спину, кругло-вогнутую или плоско-вогнутую спину.
В 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными. Дефекты осанки ухудшают внешний облик человека, создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости, способствуют развитию ранних дистрофических, а затем дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках, что проявляется болями в спине уже в подростковом возрасте.
Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает длительное пребывание ребенка в неправильном положении, при котором происходит образование навыка неправильной установки тела во фронтальной плоскости. У таких детей можно увидеть асимметрию надплечий, треугольников талии, разный уровень расположения сосков, лопаток. Развивается так называемая асимметричная или сколиотическая осанка. Но не надо путать этот вид нарушения со сколиотической болезнью, главным проявлением которой является трехплоскостная деформация позвоночного столба. Сколиотическую осанку в отличие от сколиоза можно исправить усилием воли человека!
Навык неправильной установки тела может формироваться при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, но встречается и на фоне патологических изменений врожденного или приобретенного характера (соединительно-тканной дисплазии, мышечной дистонии, рахита, родовых травм, аномалий развития позвоночника и др.).
 Причиной нарушений осанки могут быть также:
- снижение зрения, слуха,
- недостаточная освещенность рабочего места,
- несоответствие мебели росту ребенка,
- заболевания внутренних органов,
- психическое состояние человека и другие.
Часто в основе нарушений осанки лежит недостаточная двигательная активность детей, что подтверждается статистическими данными.  С поступлением ребенка в школу его общая двигательная активность падает во много раз. По данным Научного Центра здоровья детей РАМН, гиподинамия в младших классах составляет 35-40%, распространенность ее среди старшеклассников – 75-85%, что способствует снижению уровня физической подготовленности и физической работоспособности учащихся. Поэтому в нормализации двигательной активности школьников – профилактика нарушений осанки.

По данным профилактических осмотров детского населения Рязанской области распространенность нарушений осанки составляет в среднем 11%. Причем первый пик нарушений осанки – 7% -  приходится на возраст 6 лет, т. е. за год до школы, увеличивается перед поступлением в школу, удваивается в конце первого года обучения, и составляет 15% при переходе к предметному обучению. Исходя из результатов осмотров, можно сделать вывод, что наиболее уязвимым является возраст начальной школы, когда появляется повышенная статическая нагрузка на детский опорно-двигательный аппарат. Именно в этот период надо уделять пристальное внимание профилактике функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата.