...
...
...

О нас Видеоматериалы ... ... IT ... Наши результаты Наука и практика
Новости Пациентам Плоскостопие Сколиоз Специалисты Услуги и цены Фотогалерея Контакты

К нашим докторам, КРОМЕ ТРИШКИНА, можно записаться по телефону +7 (910) 909-33-30 с 11.00 до 18.00

воскресенье, 20 мая 2018 г.

Синестезия: а у вас какого цвета цифра 5?

Звуковое ощущение цвета сродни стерео-картинке со спецэффектами. Сначала вступает синий, музыкально похожий на виолончель. В.В. Кандинский в своей книге «О духовном искусстве» говорил о восприятии цветов: «Делаясь темнее, он напоминает звуки контрабаса, а в самой глубокой и торжественной форме – низкие звуки органа. Белый цвет звучит, как молчание, которое может быть внезапно понято». Про красный цвет он говорит: «в музыкальном отношении он напоминает звучание фанфар. Это упорный, навязчивый и сильный тон». Кажется, заметки писателя-фантаста? Ничего подобного. Таким образом «услышал» бы обычный российский триколор один из известных синестетиков.
Так что же такое синестезия? Это некий способ восприятия, особая реакция на окружающую действительность, при которой возникают непрямые взаимосвязи между сигналами, поступающими из различных органов чувств. На нейрофизиологическом уровне происходит смешение ощущений, и люди начинают слышать цвет, определять его вкус, видеть музыку, наделять геометрическую форму цветом и не только. Звучит несколько даже странно для обычного человека. Вопрос лишь в том, что считать обыденностью.

Если углубиться в историю, то обнаруживается несомненный факт: во времена Сократа такой способ восприятия внешнего мира был привычным. Еще примерно в 350 годы до н.э. Аристотель писал, что «гармония цвета сродни гармонии звуков». Его исследования стали базой для последующего сравнения световых и звуковых частот. Платон в своем трактате «Менон» описывал цвет как «истечение формы».

В наше время дела обстоят иначе: лишь 4 человека из ста являются реальными синестетиками. При этом научно доказано, что женщин такого типа в 8 раз больше, чем мужчин. Для одних — это часть жизни, другие ощущают эффект после кратковременных, но сильных впечатлений, третьи же приписывают себя к синестетикам, обладая излишне развитым воображением.

Давайте разберемся, сможете ли вы сходу ответить на вопросы? Какого цвета цифра три? Какой ноте соответствует зеленый? Чем пахнет буква «И»? Ныне обозначено и описано целых 63 вида синестезии. Профессор Калифорнийского университета Шон Дэй в своих исследованиях выявил, что ассоциации «буква-цвет» или «цифра-цвет» стоят на первом месте по популярности среди всех видов синестезии, второе место занимает взаимосвязь временных отрезков и цветовых ассоциаций, третье — возможность слышать цвет.

Набоков отмечал: «я наделен в редкой мере цветным слухом. Не знаю, впрочем, правильно ли говорить о «слухе», цветное ощущение создается, по-моему, самим актом голосового воспроизведения буквы, пока воображаю ее зрительный узор».

Многие известные композиторы также являлись синестетиками. Например, Ференц Лист, Римский-Корсаков, Скрябин, Моцарт. Последний утверждал, что си-бемоль в миноре черная, а гамма ре-мажор тепло-оранжевая. Кстати, большинство людей так или иначе могут отличить «светлую» легкую музыку от «мрачной» тяжелой. У каждого своя реакция на звук, но обычные впечатления — это еще не синестезия, просто психология и «такой внутренний мир».

Попробуем заглянуть «внутрь» букв и цифр. Самый обычный графемно-цветовой синестетик способен соотнести этот черно-белый текст с цветами радуги. Возьмем стихотворение «Гласные» Артюра Рембо в переводе Николая Гумилева.

А — черно, бело — Е, У — зелено, О — сине,
И — красно… Я хочу открыть рождение гласных.
А — траурный корсет под стаей мух ужасных,
Роящихся вокруг как в падали иль в тине,
Мир мрака; Е — покой тумана над пустыней,
Дрожание цветов, взлет ледников опасных.
И — пурпур, сгустком кровь, улыбка губ прекрасных
В их ярости иль в их безумье пред святыней.
У — дивные круги морей зеленоватых,
Луг, пестрый от зверья, покой морщин, измятых
Алхимией на лбах задумчивых людей.
О — звона медного глухое окончанье,
Кометой, ангелом пронзенное молчанье,
Омега, луч Ее сиреневых очей.


К группе синестетиков можно отнести и Л.Н. Толстого, судя по некоторым описаниям в романе «Война и мир». Толстой пишет о мире «переживаний чудных» Наташи Ростовой. Ощущения героини обретают словесную форму мыслеобразов:

— <…> И очень мил, очень, очень мил! Только не совсем в моем вкусе — он узкий такой, как часы столовые… Вы не понимаете?… Узкий, знаете, серый, светлый…

— Что ты врешь! — сказала графиня.

Наташа продолжала:

— Неужели вы не понимаете?

Николенька бы понял… Безухов — тот синий, темно-синий с красным, и он четвероугольный.

— Ты и с ним кокетничаешь, — смеясь сказала графиня.

— Нет, он франмасон, я узнала. Он славный, темно-синий с красным, как вам растолковать…

Так или иначе, мир человеческих чувств гораздо шире общепринятых стандартов, а синестезия — это не частный случай, иллюзия или психическое отклонение, как думают некоторые. Это и утраченный способ познания мира, и некий творческий запас энергии, способный расширить поле физических и эмоциональных переживаний. Именно поэтому большинство художников, композиторов, поэтов и писателей наделены способностью к синестезии. Не она ли заставляет творить, складывая буквы в слоги, превращая цветовые переживания в музыкальные этюды, сворачивая многочасовые выступления оркестра до размеров живописного полотна?

Хулио Кортасар в романе «Игра в классики» описывает некоторый диалог:

— Живопись — не просто продукт зрения, — сказал Этьен. — Я пишу всем своим существом и в этом смысле не очень расхожусь с твоим Сервантесом или Тирсо, как его там. А от вашей мании все объяснять меня с души воротит, тошнит, когда логос понимают только как слово.

— И так далее, — мрачно вмешался Олмвейра. — Стоит вам заговорить о формах восприятия, как разговор превращается в спор двух глухонемых.

Винсент Ван Гог не только обладал всесторонним эмоционально-образным восприятием цвета, но и наделял его особым мистическим значением. Преобразовывая символическое в материальное, он говорил: «Я чувствовал, как холод насквозь пронизывает мою душу, и я не хотел оказаться во власти этого чувства».


Эдвард Мунк в своей картине «Крик» запечатлел предельный звук крика с помощью собственных цветовых синестетических переживаний.


Кандинский, пытаясь расширить рамки живописи, опубликовал сценическую композицию «Желтый звук» на музыку Ф.А. Гартмана (1909 год). Он планировал материализовать синестезию, соединив пластику (пантомиму), краски (цветные проекторы), слово (певцов) и музыку (оркестр).


Джейн Маккей, наша современница, художник из туманного Альбиона, хоровой певец и гобоист, также визуализирует музыку. Ее серия картин насчитывает более 200 ярких, насыщенных цветом полотен, разошедшихся по всему миру.



Швейцарский художник и теоретик искусства Иоганнес Иттен писал: «Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность. Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданному ему он позволяет постичь свои тайны». В своем монументальном труде он упоминает еще одно секретное оружие синестетика — способность облекать цвет в форму. Таким образом три основных цвета, красный, жёлтый и синий, находят себя в геометрии фигур: квадрат, треугольник и круг.

Существует много стандартных тестов на синестезию. Например, найти двойку, спрятанную на поле среди пятерок. Обычному человеку нужно потратить время, чтобы узнать контур лишней цифры. Для синестетика двойка оранжевая, а пятерки зеленые. Чисто технически оказывается, что любой человек сначала видит контур, затем осознает, что это за цифра, и далее, если речь идет о синестетиках, мозг приписывает ей цвет. Последние в этом тесте гораздо быстрее отбрасывали неправильные варианты из-за неподходящего цвета цифр.

Гете, например, чувствовал фактуру цвета и его вкус. А что у нас с запахами? Ароматы духов способны рисовать картины в сознании человека. «J’adore от Dior имеет ванильно-жёлтый, густой медовый и бордовый цвета в моём воображении. Этот запах трёхслойный, богато-сладкий, как мёд, радостно-свежий, как легкая вуаль, и одновременно тяжелый, какой-то густой и тягучий. Последняя нота оседает и будто втягивает вас в роскошь с бордовыми коврами и золотом», — пишет в своих заметках один из синестетиков.

Синестетические переживания — неисчерпаемый источник творческого вдохновения. Настоящие гурманы способны ловить вкусные цвета, текстуры, запахи, звуки, слова. Подбрасывать их на кончике языка, смаковать, прищелкивая и раскусывая самые сочные части.

Любовь Козырева